МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

 ПРИМЕРНАЯ КАРТА ДЕФЕКТОЛОГА

ПРОТОКОЛ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА «Развиваем устную и письменную речь» для обучающихся с ОВЗ, имеющих проблемы в освоении программы по предмету «Речь и альтернативная  коммуникация».


Игра «Дружные картинки»

Оборудование: игровое поле, фишки с картинками (по две одинаковых).

Цель: развивать зрительную и пространственную память.

Задачи: учить ребенка находить одинаковые предметы и образовывать пары; запоминать расположение фишек.

Игровая ситуация:

Было у мамы две дочки, две сестренки, Маша и Даша. Они очень любили друг друга, но иногда ссорились из-за игрушек. И тогда мама решила всегда покупать им одинаковые игрушки. Девочки перестали ссориться, берегли свои игрушки, раскладывали их по полочкам. У каждой игрушки свое место.

Инструкция:

Найди одинаковые картинки (фишки), покажи пару.

Запомни расположение каждой пары.

Ведущий переворачивает картинки вниз лицом и говорит: найди дружные (одинаковые) фишки (картинки).

Игра «Хитрые шарики»

Оборудование: игровые контейнеры, шары с картинками (по две одинаковых).

Цель: развивать слуховую и зрительную память.

Задачи: учить называть фигуры, запоминать последовательность из фигур и самостоятельно ее выкладывать.

Игровая ситуация: в магазине игрушек продавались мячи. Однажды ночью скучно стало мячам лежать на полочках. Стали они придумывать разные игры. Прыгали, катались и толкались. Вдруг один из них предложил построиться друг за другом так, чтоб получился длинный хвост. Новая игра понравилась всем, но шарики хитрили, каждый старался обогнать другого и встать перед ним.

Инструкция:

Запомни фигуры на шариках, последовательность шариков.

Найди и разложи такие же шарики во втором ряду.

Ведущий убирает один ряд шаров, а второй ряд закрывает и говорит: вспомни и построй шарики друг за другом.

Игра «Волшебная карусель»

Оборудование: круглое игровое поле, фишки.

Цель: развивать пространственную память.

Задачи: учить называть фишки, группировать их по общему признаку, запоминать расположение; восстанавливать последовательность.

Игровая ситуация. В парке отдыха работала огромная карусель. Все жители города любили на ней кататься.

Инструкция:

Разложи фишки на игровом поле.

Запомни расположение фишек.

Ведущий убирает образец и просит ребенка восстановить последовательность на своем игровом поле.

Много игр придумываю, используя цветные стаканчики и колпачки: «Найди пару», «Составь по схеме», «Запомни и повтори».

Дети хорошо откликаются на сюжетные игры, поэтому часто использую тематические планшеты по лексической теме. В начале недели я делаю основу игрового материала из подручных средств. А в течение недели ребята сами дополняют сюжет новыми предметами по теме. В ходе занятий часто возникают проблемные ситуации. Узнали новое слово, а предмета такого нет. В помощь наши коробки с сенсорным материалом. И вот уже создали и дорогу, и сугробы, и подселили нового жителя. А может, и новая игра появилась.

Например, новая игра с цветными камушками. Необходимо запомнить количество камушек в каждой мисочке и воспроизвести последовательность самостоятельно. Конечно, задача сложная и требует смысловой опоры. Дополним ее сюжетом сказки «Репка». Посадил дед репку, выросла репка большая. Вытянуть сам ее дед не смог. Зовет помощников. Бабка кричит «Иду!» (сколько звуков в слове иду?), внучка «Бегу!», Жучка «Гав», кошка «Мяу», мышка «Пи». По количеству звуков в словах героев количество камушек запомнить легко.

Много игр можно создать на основе головоломки Судоку. Использовать любой раздаточный материал. А в дальнейшем заполненные поля применять для запоминания и воспроизведения ребенком самостоятельно. Для поддержания интересов ребенка я использую предметы из так называемой «взрослой» жизни. Например, в ходе темы «Профессии» мы придумали новые игры. Игра «Лаборатория», «Праздничный обед», «Вечеринка» и другие. В нашей группе несколько детей, чутко реагирующих на музыку. Поэтому музыкально-ритмические игры занимают свое значимое место. А также творческие игры на основе известных стихотворных произведений. Одна из них игра на развитие ментальных процессов - «Уборка».

В настоящее время интерактивные средства обучения и развития детей выходят на первый план. И в нашем ДОУ регулярно и систематически используем интерактивную доску и песочницу.

В процессе работы с дошкольниками с задержкой психического развития в нашей группе на первый план выходит проблема организации деятельности, самоконтроль, управление своими чувствами и эмоциями. Дети часто подвержены угасанию интереса, отсутствию концентрации. Закрепленный много раз материал забывается. Очень сложно удерживать внимание на учебном процессе. Поэтому мне приходится постоянно искать новые формы организации, мотивировать детей к обучающему материалу. Изучая литературу по данной проблеме, я заинтересовалась таким приемом, как использование чек-листов.

Чек-лист представляет собой список заданий, игр и упражнений, которые нужно выполнить за определенный отрезок времени. Например, все этапы занятия. Ребенок приходит на занятие и заполняет чек-лист. Так как сейчас возраст детей в моей группе 4–5 лет, то разрабатывала форму листа я сама. Сначала это были черновики со схемами и картинками. Я предлагала детям несколько вариантов изображений. Например, артикуляционная гимнастика – зеркало, язычок, смайлик и другие. Обучающая игра – знак вопроса, упаковка от игры, коробка. Ребята выбирали, какими изображениями мы будем пользоваться. В итоге получился образец чек-листа. Сначала мы пользовались им, но в дальнейшем он несколько раз видоизменялся. Как пользоваться?

Чек-лист – это своего рода план занятия, все этапы которого должны быть выполнены. Также можно сделать и варианты для выбора. То есть этапов должно быть больше необходимого. Ребенок решает, чем он будет заниматься и в какой последовательности. А педагог всегда может реализовать свои коррекционные задачи. Главное, что ребенок проявляет инициативу, он заинтересован, мотивирован к деятельности. «Я сам выберу, что мне интересно».  «Я сам решил, что буду выполнять это задание».

В процессе работы мы усовершенствовали чек-листы. Теперь ребенок не только выбирает задания, но и определяет последовательность: сначала я поиграю в игру, а потом сделаю артикуляционную гимнастику. У нас есть правила, которые возникли в ходе использования данного приема. Так, для индивидуального занятия нужно выбрать не менее трех пунктов. Для фронтального занятия их уже пять. Выбор последовательности сначала отмечали цветом.

  • Красное колечко – буду выполнять это задание первым, оно мне нравится.
  • Зеленое колечко – это вторая игра.
  • Синее – последнее задание.

При изучении цифр перешли на цифры. Но по желанию можно использовать и цвет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Учитель -дефектолог

Учитель -дефектолог Стаж работы - 13 лет Образование: Башкирский государственный университет, квалификация «специалист по физической культур...